Урок в автобусе
Программа «Урок в автобусе» состоит из трех основных частей:
Предэкскурсионная подготовка
На уроке перед поездкой ученики получают необходимую предварительную информацию в виде раздаточных материалов, опорных конспектов, листов с заданиями."Урок в автобусе" отличается от обычной экскурсии.
Урок-экскурсия
В течение поездки учитель имеет возможность наглядно продемонстрировать ученикам ту информацию, что была получена в процессе предэкскурсионной подготовки. Варианты урока: урок-беседа, где учитель имеет возможность проверить уровень подготовки учащихся, последовательные сообщения учащихся, то есть фактически проведение ими экскурсии для своих одноклассников, урок-рассказ, где учитель самостоятельно проводит ученикам экскурсию, а в задачи последних входит только заполнение листов с заданиями. В малых группах возможны такие типы уроков как:
- Урок-детектив, где ученики получают сложное дополнительное задание и зарабатывают совместную отметку за его выполнение: например, на экскурсии по невскому проспекту выявить хронологическую последовательность строительства этого архитектурного ансамбля.
- Урок-викторина, подразумевающий соревновательную модель. Действуя либо самостоятельно, либо в командах, учащиеся должны выполнить предельно большое количество заданий, которые дает ведущий (учитель). Победители награждаются. Рекомендуется включить некоторые элементы ролевой игры. Например, на уроке по биологии учащиеся выступают в роли ученых-ботаников и стараются за отведенный промежуток времени найти и описать как можно больше видов растений в парке. Для таких игр требуется некоторое количество антуража: к указанному уроку это могут быть полевые дневники, бэйджи с указанием ученой степени игроков и поясные сумки-планшеты.
Закрепление материала
После экскурсии ученики сдают листы с заданиями, однако для закрепления желательна самостоятельная или контрольная работа учеников (рефераты, доклады). Результаты экскурсии могут быть представлены на следующем уроке по соответствующему предмету (предметам) в виде краткого устного сообщения или power-point презентации. Либо в течение недели в форме газетной статьи или иной творческой работы (фоторепортажа, рисунка, музыкальной композиции). Предэкскурсионная работа, участие в самой экскурсии и работа на закрепление материала оцениваются отдельно, поскольку некоторые ученики могли быть прекрасно подготовлены, но пропустили экскурсию по болезни.
Система оценки
Отдельно рассматривается работа на трех этапах «Урок в автобусе»:
- Предэкскурсионная подготовка. Была ли усвоена предварительная информация. Знакомился ли учащийся с дополнительной литературой. Было ли выполнено предварительное задание.
- Работа во время экскурсии. Сколь активное участие учащийся принимал в экскурсии (выполнял ли письменные задания, участвовал в обсуждении, задавал вопросы, вел фотосъемку).
- Работа на закрепление материала. На данном этапе оценивается качество выполненной работы: реферата, презентации или фоторепортажа.
За работу на каждом этапе ученик получает отметку по соответствующему предмету. Если урок интегрированный, то отметки могут быть решением учителя распределены по нескольким предметам.