Урок в автобусе

Программа «Урок в автобусе» может использоваться в течение всего учебного года в любой возрастной группе. Урок-экскурсия имеет продолжительность до 1 дня. Возможны как дальние поездки – Ленинградская область, Псков, Новгород, Старая Ладога и пр., так и экскурсии в музеи и выставочные залы Санкт-Петербурга.

Программа «Урок в автобусе» состоит из трех основных частей:

Предэкскурсионная подготовка

На уроке перед поездкой ученики получают необходимую предварительную информацию в виде раздаточных материалов, опорных конспектов, листов с заданиями. Необходимо рассказать детям, чем урок в автобусе отличается от обычной экскурсии, объяснить критерии выставления отметок и пр. Часть учеников может подготовить фрагмент экскурсии вместо заполнения листов с заданиями.

Урок-экскурсия

В течение поездки учитель имеет возможность наглядно продемонстрировать ученикам ту информацию, что была получена в процессе предэкскурсионной подготовки. Варианты урока: урок-беседа, где учитель имеет возможность проверить уровень подготовки учащихся, последовательные сообщения учащихся, то есть фактически проведение ими экскурсии для своих одноклассников, урок-рассказ, где учитель самостоятельно проводит ученикам экскурсию, а в задачи последних входит только заполнение листов с заданиями. В малых группах возможны такие типы уроков как:

  • Урок-детектив, где ученики получают сложное дополнительное задание и зарабатывают совместную отметку за его выполнение: например, на экскурсии по невскому проспекту выявить хронологическую последовательность строительства этого архитектурного ансамбля.
  • Урок-викторина, подразумевающий соревновательную модель. Действуя либо самостоятельно, либо в командах, учащиеся должны выполнить предельно большое количество заданий, которые дает ведущий (учитель). Победители награждаются. Рекомендуется включить некоторые элементы ролевой игры. Например, на уроке по биологии учащиеся выступают в роли ученых-ботаников и стараются за отведенный промежуток времени найти и описать как можно больше видов растений в парке. Для таких игр требуется некоторое количество антуража: к указанному уроку это могут быть полевые дневники, бэйджи с указанием ученой степени игроков и поясные сумки-планшеты.

Закрепление материала

После экскурсии ученики сдают листы с заданиями, однако для закрепления желательна самостоятельная или контрольная работа учеников (рефераты, доклады). Результаты экскурсии могут быть представлены на следующем уроке по соответствующему предмету (предметам) в виде краткого устного сообщения или power-point презентации. Либо в течение недели в форме газетной статьи или иной творческой работы (фоторепортажа, рисунка, музыкальной композиции). Предэкскурсионная работа, участие в самой экскурсии и работа на закрепление материала оцениваются отдельно, поскольку некоторые ученики могли быть прекрасно подготовлены, но пропустили экскурсию по болезни.

 

Система оценки

Отдельно рассматривается работа на трех этапах «Урок в автобусе»:

  1. Предэкскурсионная подготовка. Была ли усвоена предварительная информация. Знакомился ли учащийся с дополнительной литературой. Было ли выполнено предварительное задание.
  2. Работа во время экскурсии. Сколь активное участие учащийся принимал в экскурсии (выполнял ли письменные задания, участвовал в обсуждении, задавал вопросы, вел фотосъемку).
  3. Работа на закрепление материала. На данном этапе оценивается качество выполненной работы: реферата, презентации или фоторепортажа.

 

За работу на каждом этапе ученик получает отметку по соответствующему предмету. Если урок интегрированный, то отметки могут быть решением учителя распределены по нескольким предметам. Наиболее активных учеников программы по окончании отчетного периода желательно отметить грамотами и дипломами.